Вторник, 07.05.2024, 01:49
Приветствую Вас, Гость

Тренировочные логопедические упражнения.

 

Тренировочные упражнения можно выполнять с любым текстом, желательно из детской литературы (познавательной или сказки с рассказами).

 

1. - Тренироваться выделять  звуки : 

а)  - Научиться перед зеркалом отделять гласные звуки (они «поют», им не мешают «петь» губы, зубы, язык, щёки) от согласных (их «пению» что-нибудь препятствует).

б) - найти в тексте (или придумать) 3-5 слов, которые начинаются на  звук А(Б,В, Г и т.д.). Пример: арбуз, 

- придумать 3-5 слов, которые в конце слова имеют звук А.  Пример: класс;  

- придумать 3-5 слов, которые в середине слова имеют А. Пример: ложка;

 в) обвести \подчеркнуть все буквы  А,, потом все О, И, У, Ы, Я, Е, Ю, Э, Ё; 

 г) – игра «Радист». Отстучать каждый звук побуквенно: слон- (С) (Л) (О) (Н) и т.д. 

 д)  - разделить (прохлопать) слова на слоги, помня правило: СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ;   

 е)  –поставить в словах ударение. Назови (напиши) слог с ударной гласной. Пример:Машина-  -ши-. 

 ж) – ПРОВОКАЦИИ с ударениями (устно): взрослый говорит слово с неправильной ударной интонацией, ребёнок должен это услышать и исправить.

Пример: кошкА –кОшка ; 

з)  - Нарисовать (на бумаге, стене, песке, стекле и т.п.) схему предложения (из книги, рекламы, придуманное, услышанное и т.п.),  где каждое слово обозначается полоской, а предлоги кружком. Первое слова рисуем с вертикальной линией, как будто с «заглавной буквы», если первое слово- предлог, то кружок будет большим. Не забывать про  точки и знаки препинания.

 Примеры: Собака лежит в будке.  !___   ___  o ___ .  

или           На стене висит картина.  O __   __   __  .

 

2. - Тренировочные упражнения с «Ь» в конце слова и середине слова:

 а)  -можно выполнить устно, но желательно письменно. Записать и проговорить согласные со смягчающими  гласными(Я, Ю, Ё, И, Е) и напротив написать эти слоги, вставив в середину «Ь». Пример: МЯ-МЬЯ,  МЮ-МЬЮ, МЁ-МЬЁ, МИ-МЬИ, МЕ- МЬЕ и т.п. с др.согласными.  

 б) – теперь с новыми слогами придумать слова, а потом эти слова проговорить без «Ь». Пример: МЬЯ- СКАМЬЯ- СКАМЯ J , ЖЬЁ- РУЖЬЁ- РУЖЁ J.    

в) - обвести \подчеркнуть все «Ь» сначала в конце слова и постараться  прочитать эти слова без «Ь» J,  затем обвести \подчеркнуть все «Ь» в середине слова и тоже  прочитать эти слова без «Ь». J

 

3. - Тренировочные упражнения по ориентации в пространстве : верх-низ, право- лево,  вверху с лево, вверху с право, внизу с лево, внизу с право, спереди- сзади ,в том числе с предлогами: в, на, с, к, за, под, над, перед, из, из-под, через, между  и т.п. Это способствует правильному употреблению и отдельному написанию от других слов.

  а) – взрослый просит ребёнка поднять названную руку, ногу или  дотронуться до соответствующего уха, глаза. Попросить положить( спрятать) предмет за спину (штору), в книгу, между стулом и стеной, достать что-то из-под дивана и т.п.. Если ребёнок выполняет инструкцию правильно, то предложить ему озвучивать ваши аналогичные действия.

б) –  Придумать ( найти в текстах) предложения с этими предлогами и нарисовать к ним схему, где предлог обозначен кружком ( см. выше п.1.е)). 

 в) – ПРОВОКАЦИЯ: взрослый говорит предложение с неправильно употреблённым предлогом, а ребёнок должен эту ошибку  услышать и исправить.

 г) -«Графический диктант» ( взрослый диктует, заранее нарисованный по клеточкам рисунок, а ребёнок воспроизводит его инструкцию. Пример: 2клетки вправо, 2клетки вниз, 2клетки влево, 2клетки вверх ( квадрат)  или 2клетки вправо, 1клетка вверх, 2клетки вправо, 1-вниз, 2клетки вправо, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вверх, 2клетки влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1-влево, 1-вверх (машина).  Аналогично рисуют буквы, цифры. 

 

4. -   Тренировочные упражнения  по определению значения слова. 

а) -  в тексте найти и выделить (подчеркнуть)  слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленный предмет),  другим цветом выделить слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленный предмет).  Придумать свои варианты.   

 б) - в тексте найти и выделить (подчеркнуть двумя полосками)  слова, отвечающие на вопрос ЧТО  ДЕЛАТЬ?  ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?  Это слова-действия (глаголы).  Придумать свои варианты.   

в) -  в тексте найти и выделить (подчеркнуть) другим цветом  слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?  КАКОЕ?  Это слова-признаки (прилагательные).  Придумать свои варианты.  

г) - в тексте найти и выделить (подчеркнуть) синим цветом слова, соответствующие  вопросу ЭТО ОН? (мужской род). Придумать свои варианты. 

д) - в тексте найти и выделить (подчеркнуть) красным цветом слова, соответствующие  вопросу ЭТО ОНА? (женский род). Придумать свои варианты. 

е) - в тексте найти и выделить (подчеркнуть) жёлтым цветом слова, соответствующие  вопросу ЭТО ОНО? (средний род). Придумать свои варианты.

 

5. -  Тренировочные упражнения  по грамматике  русской речи. 

а) – правильное употребление окончаний имён существительных муж. и жен. рода в единственном и  множеств. Числе (сапог-сапоги, юбка-юбки). 

б) - правильное употребление окончаний глаголов настоящего времени  в единственном и  множеств. Числе (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?).

 в) - правильное употребление окончаний глаголов   прошедшего времени муж. и жен. рода(ЧТО ДЕЛАЛ(А)?). 

г ) - правильное употребление окончаний глаголов   несовершенного и совершенного вида (ЧТО ДЕЛАЕТ?- ЧТО ДЕЛАЛ(А)?). 

д) - правильное употребление окончаний имён существительных муж. и жен. рода  единственного числа в винительном (КОГО? ЧТО?),  родительном (КОГО? ЧЕГО?), дательном( КОМУ? ЧЕМУ?) и творительном( КЕМ? ЧЕМ?) падежах. 

е) – правильное согласование прилагательных с существительными множественного числа в именительном падеже (КАКИЕ? -синие столы, новые парты, белые окна) . 

ж)  - правильное употребление множественного числа имён существительных среднего и мужского рода (крыло-крылья, кол-колья).

 з)  - правильное употребление окончаний имён существительных  в уменьшительно-ласкательной форме (ваза-вазочка).

 

6. - Тренировочные упражнения  по обобщению и выделению частного из  общего. Игра « Кто лишний?». Пример:  УТЮГ-МАШИНА-СТОЛ-СОБАКА  (собака).

 

7. – Знать и уметь определять временные категории( сколько их и последовательность):  день недели , месяцы, время года.

 

8.- Тренировочные игры  по  развитию  лексики. Кто больше придумает слов по теме:  - «Домашние животные», «Дикие животные», «Лесные животные», «Животные пустыни», «Степные животные», « Животные холодных стран», «Морские животные», «Рыбы», «Насекомые», «Мебель», «Электроприборы»,  «Домашние птицы», «Перелётные- неперелётные птицы», «Деревья», «Кустарники», «Цветы», «Комнатные растения», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Зимняя одежда (обувь)» (весенняя ,летняя, осенняя),  «Профессии», «Кому какие инструменты нужны?», «Транспорт»( наземный, подземный, железнодорожный, воздушный, спортивный).

 

Примерная литература:

 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика. «Владос».

Азова О.И.  Чтение с увлечением  №1   Москва2009  «Творческий центр»

Безрукова О.А. Грамматика русской речи  (1часть, 2часть)  Москва 2007 «Каисса»

Безрукова О.А.  Слова родного языка   Москва 2007 «Каисса»

Косинова Е.  Логопедический букварь   Москва «Махаон» 2008

Ткаченко Т.А.  Логопедический букварь   Москва 2009 «ЭКСМО»

Жукова Олеся   Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению (Для умных малышей и занятых родителей.  15 минут в день) .  Москва «Астрель-СПб) Санкт-Петербург