Понедельник, 06.05.2024, 14:33
Приветствую Вас, Гость

          Игры со словами и в слова

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»

М.Горький

 

 

  Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.    Одним из приоритетных направлений в своей работе с детьми я выделила : «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

 Я считаю, что словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.

  Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомнившееся слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.

Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.
 Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.
- Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша.

 Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"
 Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. 

 

 Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов

 Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено

 Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Но дети играют не только вещами, но и произносимыми звуками. Эти звуковые и словесные игры, очевидно, чрезвычайно полезны. Даже когда ребенок становится старше, у него часто возникает потребность потешиться и поиграть словами.

 Неоценимую роль в развитие у ребенка познавательной активности, в проявлении инициативы, любознательности, коммуникативности играют словесные игры.

 

 Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно.

  Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого - свое звучание (ударение, интонационный смысл, музыка).

Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Предлагаю небольшую программу таких игр.

 

 

Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».

 

Его откроешь - и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» - и тогда
В кинотеатре он найдётся.

 

Логогриф в переводе с греческого означает «словесная загадка». Это род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв. 

 

Слетел ЛИСТОК
В реки ИСТОК,
Смотрю на СТОК,
Бьет счастья ТОК,
Все в жизни ОК!

 

 Естественно, то, что можно добавить в одном слове, в новом можно вычеркнуть, поэтому попытаемся свести все в одну таблицу, чтобы иметь наглядное представление, как образуются новые слова:

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале слова

Анна – ванна         Рот – крот         вал – овал               игры – тигры         том – атом

тес – утес              лен – клен          рубка – трубка       ров – кров               кол – укол

 

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в конце слова

бал – балл           дол – долг          боб – бобр          хор – хорь           зуб – зубр
буря – бурят       пена – пенал      пыл – пыль         круп – крупа       сан – сани
рот – рота            фон – фонд        пар – парк          тир – тире

 

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале и в конце слова

гол – угол-уголь

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в середине слова

Рояль – роль       Канат – кант       Весна – Вена      Семья – семя       Пилот – плот
Дамба – дама      Рейка – река       Рокот – окот        Хлор – хор          Пруд – пуд
Бланк – банк      Ветер – веер        Пакет – пакт

 

В начале слова:        дача – за+дача             ура – кон+ура             ода – бор+ода

В середине :               уран – ураган

Слова-матрешки: к каждому новому слову добавляется одна буква

ель – мель – хмель           овцы – ловцы – пловцы              пол-полк-полка-Полкан
роза – гроза – угроза        мол – моль-мольба-мольберт

 

Анаграммы образуются при перестановке в слове букв.

Например, липа-пила. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

 

 

В океане он живет                            Задачу ты решишь свободно: 
И мала ему река.                               Я – небольшая часть лица, 

Буквы вставь наоборот –                  Но, если ты прочтешь меня с конца, 
Будет дергаться щека.                      Тогда увидеть можно, что угодно. 
(Кит-тик)                                                                                 (Нос-сон) 

 

Эта птица в небе вьется.                   Я застываю на сосне, 
А буквы поменяй местами,               Бываю и на ели. 
Полный зёрен к земле гнется.          Смените буквы так во мне. 
(Сокол-колос)                                     Чтоб вы меня с картошкой съели. 

                                                                                                   (Смола-масло)

 

 

 Чтобы сыграть в следующую игру, необходимо будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона, из кошки мышку, а из врага друга.

В этот раз на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву.

 Был, допустим, мир, а стал миг, была группа густо растущих кустов или лиственных деревьев (купа), но стоило заменить одну букву, как она превратилась в отдельное помещение в вагоне для нескольких пассажиров (купе). Так, меняя каждый раз по букве, можно выстроить целую цепочку слов:

зуб — куб — кум — ком — кот — рот

Русский язык так богат, что позволяет с помощью метаграмм из одного слова получить множество других:
Игры:

Был день, стала ночь: 
1. день — сень — сель — соль — ноль — ночь;
2. день — пень — пена — вена — вина — виза — ваза — фаза — фара — кара — кора — кожа — ложа — ложь — рожь — роль — ноль — ночь.

От мрака — к свету:
Мрак — брак — брус — трус — трос — трон — урон — урок — срок — сток — стон — стан — стая — свая — сват — свет

Как река стала лужей, а затем превратилась в море:
река — рука — лука — лужа — ложа — лоза — поза — пора — гора — горе — море.

Нога может стать рукой:
Нога — нота — рота — роза — лоза — луза — муза — мука — рука

А Луна Марсом:
Луна — лупа — лапа — лама — рама — раса — роса — коса — кора — гора — горе — море — морс — Марс

Дым может стать паром, а пар превратиться в лед:
Дым — дом — сом — сор — бор — бар — пар — пир — пик — лик — лак — лад — лед

Гриб -  гномом:
гриб — грим — гром — гном;

Жаба - рыбой:
жаба — раба — рыба;

Рак - китом:
рак — рок — сок — сом — ком — кот — кит;

 

 Играя в метаграммы, важно не просто перейти от одного слова к другому, но и найти самый короткий путь. В зачет идут имена существительные в именительном падеже, как нарицательные, так и собственные.

Помните, что изменять можно в слове только одну букву, переставлять буквы местами, чтобы получилось новое слово, нельзя! К примеру, чтобы сделать из мухи слона, есть  такой вариант:

Муха — мура — уран — улан — клан — клон — слон.

 

Загадки:

Он грызун не очень мелкий,                          Я символ власти, нужный королю
Но чуть-чуть побольше белки,                      Но если Н на В сменить -
А заменим «У» на «О»,                                  Я травку на лугу щиплю
Будет круглое число.                                      И можете меня доить
(Сурок-сорок)                                                                              (корона-корова)

 

 

Тавтограммы представляют собой стихотворения, все слова которых начинаются на одну и ту же букву.

Снег сырой слезой стекает 
С серенькой стены, 
Синий сумрак собирает 
Сказочные сны 

 

 Надо отметить, что тавтограмма используется не только как экспериментальный прием, но и в большой поэзии. Так у Пушкина в "Евгении Онегине" неоднократно встречаются строки, где все или почти все слова начинаются с одной буквы:

 

Ночное небо над Невою…, Прочтя печальное посланье…, Прелестным пальчиком писала…, Стихи на случай сохранились… .
 

 Таким образом, тавтограмма представляет собой звукописное средство, часто совершенно не бросающееся в глаза, используемое для усиления поэтической речи и способствующее запоминанию стиха.

 

Достаточно много примеров искусных тавтограмм встречается и в русском языке: начиная от таких простых коротеньких произведений неизвестных поэтов как

 

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж…
 

 Простейшую тавтограмму (сами того, возможно, не подозревая) вы наверняка знаете - просто как пословицу: Береженого Бог бережет.

 

 Усложняя задачу, можно попробовать, чтобы повторялась не только первая буква (как в обычной тавтограмме), но, скажем, первая пара, тройка или даже четверка букв. Например (у Маяковского):  Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

Или  (у С. Федина):  Стремительные странницы стрекóзы...

Придумывать такие супертавтограммы, конечно, труднее, но, пожалуй, и интереснее.

  Кроме того, можно строить тавтограммы с конца, т.е. фиксировать не первую, а последнюю букву каждого слова.

Например: Хиппи ипанки ломали танки.             

    Существуют и начально-концевые тавтограммы, например:

1. Слово сломало стекло.

 2. Облако отплыло одиноко.

Игра «Весь рассказ на одну букву»
Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас. Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.

Например,

 Толя топает топ-топ.

Утка учит утят.

Лошадь любит лакомство.

Дуне досталась долька дыни.

За тем переходить  к связному рассказу. Самой распространенной  «стартовой буквой» считается буква  «п».

 

Палиндромы (перевертыши) - слова, читающиеся одинаково в обоих направлениях.

 

АДА - Язык программирования.              АЛЛА, АЗА -  женские имена.

МИМ  - Актер.                                           ДОВОД  - Аргумент

Некоторые палиндромные фразы:

У дуба буду.                 Oколо Миши молоко.           А муза рада музе без ума да разума.

Кулинар, храни лук.     Меня истина манит сияньем.        А в Енисее — синева.

Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.                     Я сличил то и то - вот и отличился.

 

Палиндроматика- особый литературный жанр.

Если ваши дети ещё не сталкивались с палиндромами, то обязательно познакомьте их с этими забавными перевёртышами! Им непременно понравится.

Я подобрала несколько палиндромов, которые наиболее интересны и понятны детям.

 

А роза упала на лапу Азора.      Около Мити молоко.           И пиши, и шипи.

На доме чемодан.              Он ест сено.            Лёша на полке клопа нашёл.

Коту тащат уток.          Дорога за город.             Хорошо, шорох.

Мокнет Оксана с котенком.     А к порту тропка.          На палке- клапан.

Ешь немытого ты меньше!       Ищи, рука, кур и щи!         А в кубе буква.

Ушами машу.       Лещ овощ ел.        А в Енисее- синева.        Шалаш.

Мак чужд жучкам.       Кулинар, храни лук.         Окно тонко.

Ты, Саша, сыт?       Нажал кабан на баклажан.        Тонет енот.

Откопать тапок то?        Шорох от дубка как будто хорош.

Коту скоро сорок суток.        А ремень- не мера.        Масса- к кассам.

Дорого небо, да надобен огород.         Ася, молоко около мяса!

Не лети, вид удивителен.         Надо меч ему, а на уме чемодан.

Дорог же межгород.        Ел ёж желе.        Ира, веники не вари!

Мало пополам.        Ох и тихо!        Наган.          Конец сценок.

 

 

Гетерограмма - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу; разновидность каламбура. Основой гетерограммы может быть как  целое предложение, так и всего одно слово.

Ослабел - осла б ел.     (С.Федин)

 

Наполеон стоял и думал:                                    Зубра сбил -

Ко злу дорога широка.                                         Зуб разбил

На поле он стоял и думал:                                              (В. Евлухин)

Козлу дорога широка.

 

 

Нету житья! Снова меч таю —

Не тужить! Я снова мечтаю...     (Валентина Васина)

 

 

 Да, в ноябре думал, осмысляя в ночи тайны небес:

«Давно я бреду, мало смысля явно. Читай ныне, бес!».   (Иван Чудасов)

 

 

Что вы простонете?              Заказ и нож дали                Игру стих, лад открыл,

Что вы просто не те?            За казино ждали.               И грусти хлад от крыл...

 

Ночи тают, оскудев

Но читаю тоску дев.

 

 Такие рифмы называются каламбурными (от франц. calembour — игра слов) и давно известны в поэзии. Любая же шутка (не обязательно рифмованная), основанная на подобной игре слов, называется просто каламбуром.

 Итак, при построении каламбуров оба прочтения отличаются лишь расстановкой пробелов между словами, в переводе с греческого буквально означает «другая запись».

 

Стихнет орда, // стих—нет, ор— да!                     Словно ров // слов норов.

Музыка — приз, // музы каприз.              Небеса ликуют — // не беса ли куют?

 В огне веры цари, // во гневе рыцари...

 

Приведу виртуозные строки признанного мастера гетерограммы Дмитрия Авалиани:

 

По этапу тьмой // Поэта путь мой...

Не бомжи, вы // небом живы.

В небе тона, и в небе резон, // вне бетона и вне берез он.

Адрес публики — // ад республики.

Истиной мыслились // и с тиной мы слились.

Все — поза, быть может? // Все позабыть, может?

Или меч, ты, гул ли, вера, // или мечты Гулливера?

 Ножа жду, участи я, // но жажду участия!

 

  Любопытно, что буквенной основой удачной гетерограммы может стать даже одно слово. Посмотрите, сколько скрытого драматизма заключено в нейтральном слове «международная», рассеченном на осмысленные части:

Между нар одна я... (Ел. Орлова).

Еще примеры (второе прочтение иногда не записывается, а лишь подразумевается): О, бор! О, тень!.. — Оборотень!

Ослабел — осла б ел!

Ох, раны охраны!  Гали мать я!

 А вот как многозначительно поэт и критик Т. Михайловская разложила слово «дамы», всего лишь расставляя пробелы:

 Да, мы — дамы. Да? Мы?

 

 Из таких двузначных слов-гетерограмм можно составлять небольшие стихотворные этюды.

 

Убогая, у бога я,                                  Азам учили

Товарищу товар ищу,                         а замучили

Несу разное, несуразное!                    Пока лечили – покалечили.

 

 

 

Можно записывать буквы сплошным текстом:

УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ (О. Федина).

ТЫВЕДЬМАДОННАРОЗА! СТАЛИНИЗМУЧИЛРОССИЮ (С.Ф.)

 

Такие двусмысленные фразы можно предлагать в качестве полушутливых тестов: то прочтение, которое первым увидит читатель, будет подсознательно ближе ему.

 

 

Омофо́ны  — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение (двусмысленное).

Примеры : порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать —имитировать.

 

Омофоны бывают однозначные и многозначные. Например, у каждого из омофонов изморозь – изморось можно выделить одно значение.

Омофоны кампания и компания многозначны.

Некоторые омофоны обладают широкими словообразовательными возможностями, например, предать – придать, преступить – приступить: 

предать, предатель, предательство, предательский;

 придать, приданое, приданный, придача (в придачу) и др.

Или: преступить, преступник, преступница, преступление, преступность; приступить, приступ, приступиться.

 

Некоторые омофоны входят в состав фразеологических оборотов, которые часто употребляются как в разговорной, так и в книжной речи. Например: предать земле, предать огню и мечу, теплая компания, водить компанию с кем-л., пребывать в неведении и т.д.

 

Занимательные омофоны

Ивановна Лара

***                                                                         ***
Я совсем не понимаю,                         Я служу сейчас при Мите.
Как катает пони Маю.                      От него презент примите.

***                                                                           ***
У большого магазина                          Мы весь вечер танцевали.
Повстречала мага Зина.                     Сколько страсти в танце Вали!



***                                                                          ***
Мы сорвали с веточки                       У моей Наталии
Вишенку для Светочки.                    Поясок на талии.


***
На концерте вокалистов
Выступала соло Нина.
Критик был немногословен:
-Это просто солонина.

***                                                                                 ***
Правду мне скажи, Илья:                       Приглашает Костя Нику:
Ира нравится иль я?                               -В лес пойдём по костянику?



***                                                                                 ***
Попросили мы коллегу:                           Мы ушли в конце июля.
-Ты сходи сейчас к Олегу.                      Среди нас была и Юля.

 

Квазислова – это ненастоящие, придуманные слова, которых нет.

 

КВАЗИ... — (от латинского quasi - якобы, как будто), часть сложных слов, соответствующая по значению словам "мнимый", "ненастоящий"

 

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли,

Но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам?..

Ну и съели их просто сырыми!

 

 

  Успешное обучение навыкам связной речи, совершенствование лексико-грамматического строя речи при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому логопеду важно обеспечить личностную заинтересованность ребенка в работе над словом. И здесь на помощь приходят игры со словами, которые педагог использует в индивидуальной и фронтальной работе с детьми. Благодаря этим играм и заданиям дети, имеющие нарушения в речевом развитии, становятся более внимательны к слову, а значит, и к своей речи; они начинают видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму, они учатся видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигают образность языка, его богатство.