Игры со словами и в слова
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»
М.Горький
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Одним из приоритетных направлений в своей работе с детьми я выделила : «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».
Я считаю, что словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.
Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомнившееся слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.
Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.
- Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша.
Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Но дети играют не только вещами, но и произносимыми звуками. Эти звуковые и словесные игры, очевидно, чрезвычайно полезны. Даже когда ребенок становится старше, у него часто возникает потребность потешиться и поиграть словами.
Неоценимую роль в развитие у ребенка познавательной активности, в проявлении инициативы, любознательности, коммуникативности играют словесные игры.
Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно.
Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого - свое звучание (ударение, интонационный смысл, музыка).
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Предлагаю небольшую программу таких игр.
Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».
Его откроешь - и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» - и тогда
В кинотеатре он найдётся.
Логогриф в переводе с греческого означает «словесная загадка». Это род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв.
Слетел ЛИСТОК
В реки ИСТОК,
Смотрю на СТОК,
Бьет счастья ТОК,
Все в жизни ОК!
Естественно, то, что можно добавить в одном слове, в новом можно вычеркнуть, поэтому попытаемся свести все в одну таблицу, чтобы иметь наглядное представление, как образуются новые слова:
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале слова
Анна – ванна Рот – крот вал – овал игры – тигры том – атом
тес – утес лен – клен рубка – трубка ров – кров кол – укол
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в конце слова
бал – балл дол – долг боб – бобр хор – хорь зуб – зубр
буря – бурят пена – пенал пыл – пыль круп – крупа сан – сани
рот – рота фон – фонд пар – парк тир – тире
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале и в конце слова
гол – угол-уголь
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в середине слова
Рояль – роль Канат – кант Весна – Вена Семья – семя Пилот – плот
Дамба – дама Рейка – река Рокот – окот Хлор – хор Пруд – пуд
Бланк – банк Ветер – веер Пакет – пакт
В начале слова: дача – за+дача ура – кон+ура ода – бор+ода
В середине : уран – ураган
Слова-матрешки: к каждому новому слову добавляется одна буква
ель – мель – хмель овцы – ловцы – пловцы пол-полк-полка-Полкан
роза – гроза – угроза мол – моль-мольба-мольберт
Анаграммы образуются при перестановке в слове букв.
Например, липа-пила. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
В океане он живет Задачу ты решишь свободно:
И мала ему река. Я – небольшая часть лица,
Буквы вставь наоборот – Но, если ты прочтешь меня с конца,
Будет дергаться щека. Тогда увидеть можно, что угодно.
(Кит-тик) (Нос-сон)
Эта птица в небе вьется. Я застываю на сосне,
А буквы поменяй местами, Бываю и на ели.
Полный зёрен к земле гнется. Смените буквы так во мне.
(Сокол-колос) Чтоб вы меня с картошкой съели.
(Смола-масло)
Чтобы сыграть в следующую игру, необходимо будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона, из кошки мышку, а из врага друга.
В этот раз на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву.
Был, допустим, мир, а стал миг, была группа густо растущих кустов или лиственных деревьев (купа), но стоило заменить одну букву, как она превратилась в отдельное помещение в вагоне для нескольких пассажиров (купе). Так, меняя каждый раз по букве, можно выстроить целую цепочку слов:
зуб — куб — кум — ком — кот — рот
Русский язык так богат, что позволяет с помощью метаграмм из одного слова получить множество других:
Игры:
Был день, стала ночь:
1. день — сень — сель — соль — ноль — ночь;
2. день — пень — пена — вена — вина — виза — ваза — фаза — фара — кара — кора — кожа — ложа — ложь — рожь — роль — ноль — ночь.
От мрака — к свету:
Мрак — брак — брус — трус — трос — трон — урон — урок — срок — сток — стон — стан — стая — свая — сват — свет
Как река стала лужей, а затем превратилась в море:
река — рука — лука — лужа — ложа — лоза — поза — пора — гора — горе — море.
Нога может стать рукой:
Нога — нота — рота — роза — лоза — луза — муза — мука — рука
А Луна Марсом:
Луна — лупа — лапа — лама — рама — раса — роса — коса — кора — гора — горе — море — морс — Марс
Дым может стать паром, а пар превратиться в лед:
Дым — дом — сом — сор — бор — бар — пар — пир — пик — лик — лак — лад — лед
Гриб - гномом:
гриб — грим — гром — гном;
Жаба - рыбой:
жаба — раба — рыба;
Рак - китом:
рак — рок — сок — сом — ком — кот — кит;
Играя в метаграммы, важно не просто перейти от одного слова к другому, но и найти самый короткий путь. В зачет идут имена существительные в именительном падеже, как нарицательные, так и собственные.
Помните, что изменять можно в слове только одну букву, переставлять буквы местами, чтобы получилось новое слово, нельзя! К примеру, чтобы сделать из мухи слона, есть такой вариант:
Муха — мура — уран — улан — клан — клон — слон.
Загадки:
Он грызун не очень мелкий, Я символ власти, нужный королю
Но чуть-чуть побольше белки, Но если Н на В сменить -
А заменим «У» на «О», Я травку на лугу щиплю
Будет круглое число. И можете меня доить
(Сурок-сорок) (корона-корова)
Тавтограммы представляют собой стихотворения, все слова которых начинаются на одну и ту же букву.
Снег сырой слезой стекает
С серенькой стены,
Синий сумрак собирает
Сказочные сны
Надо отметить, что тавтограмма используется не только как экспериментальный прием, но и в большой поэзии. Так у Пушкина в "Евгении Онегине" неоднократно встречаются строки, где все или почти все слова начинаются с одной буквы:
Ночное небо над Невою…, Прочтя печальное посланье…, Прелестным пальчиком писала…, Стихи на случай сохранились… .
Таким образом, тавтограмма представляет собой звукописное средство, часто совершенно не бросающееся в глаза, используемое для усиления поэтической речи и способствующее запоминанию стиха.
Достаточно много примеров искусных тавтограмм встречается и в русском языке: начиная от таких простых коротеньких произведений неизвестных поэтов как
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж…
Простейшую тавтограмму (сами того, возможно, не подозревая) вы наверняка знаете - просто как пословицу: Береженого Бог бережет.
Усложняя задачу, можно попробовать, чтобы повторялась не только первая буква (как в обычной тавтограмме), но, скажем, первая пара, тройка или даже четверка букв. Например (у Маяковского): Гриб. Грабь. Гроб. Груб.
Или (у С. Федина): Стремительные странницы стрекóзы...
Придумывать такие супертавтограммы, конечно, труднее, но, пожалуй, и интереснее.
Кроме того, можно строить тавтограммы с конца, т.е. фиксировать не первую, а последнюю букву каждого слова.
Например: Хиппи ипанки ломали танки.
Существуют и начально-концевые тавтограммы, например:
1. Слово сломало стекло.
2. Облако отплыло одиноко.
Игра «Весь рассказ на одну букву»
Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас. Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.
Например,
Толя топает топ-топ.
Утка учит утят.
Лошадь любит лакомство.
Дуне досталась долька дыни.
За тем переходить к связному рассказу. Самой распространенной «стартовой буквой» считается буква «п».
Палиндромы (перевертыши) - слова, читающиеся одинаково в обоих направлениях.
АДА - Язык программирования. АЛЛА, АЗА - женские имена.
МИМ - Актер. ДОВОД - Аргумент
Некоторые палиндромные фразы:
У дуба буду. Oколо Миши молоко. А муза рада музе без ума да разума.
Кулинар, храни лук. Меня истина манит сияньем. А в Енисее — синева.
Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт. Я сличил то и то - вот и отличился.
Палиндроматика- особый литературный жанр.
Если ваши дети ещё не сталкивались с палиндромами, то обязательно познакомьте их с этими забавными перевёртышами! Им непременно понравится.
Я подобрала несколько палиндромов, которые наиболее интересны и понятны детям.
А роза упала на лапу Азора. Около Мити молоко. И пиши, и шипи.
На доме чемодан. Он ест сено. Лёша на полке клопа нашёл.
Коту тащат уток. Дорога за город. Хорошо, шорох.
Мокнет Оксана с котенком. А к порту тропка. На палке- клапан.
Ешь немытого ты меньше! Ищи, рука, кур и щи! А в кубе буква.
Ушами машу. Лещ овощ ел. А в Енисее- синева. Шалаш.
Мак чужд жучкам. Кулинар, храни лук. Окно тонко.
Ты, Саша, сыт? Нажал кабан на баклажан. Тонет енот.
Откопать тапок то? Шорох от дубка как будто хорош.
Коту скоро сорок суток. А ремень- не мера. Масса- к кассам.
Дорого небо, да надобен огород. Ася, молоко около мяса!
Не лети, вид удивителен. Надо меч ему, а на уме чемодан.
Дорог же межгород. Ел ёж желе. Ира, веники не вари!
Мало пополам. Ох и тихо! Наган. Конец сценок.
Гетерограмма - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу; разновидность каламбура. Основой гетерограммы может быть как целое предложение, так и всего одно слово.
Ослабел - осла б ел. (С.Федин)
Наполеон стоял и думал: Зубра сбил -
Ко злу дорога широка. Зуб разбил
На поле он стоял и думал: (В. Евлухин)
Козлу дорога широка.
Нету житья! Снова меч таю —
Не тужить! Я снова мечтаю... (Валентина Васина)
Да, в ноябре думал, осмысляя в ночи тайны небес:
«Давно я бреду, мало смысля явно. Читай ныне, бес!». (Иван Чудасов)
Что вы простонете? Заказ и нож дали Игру стих, лад открыл,
Что вы просто не те? За казино ждали. И грусти хлад от крыл...
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
Такие рифмы называются каламбурными (от франц. calembour — игра слов) и давно известны в поэзии. Любая же шутка (не обязательно рифмованная), основанная на подобной игре слов, называется просто каламбуром.
Итак, при построении каламбуров оба прочтения отличаются лишь расстановкой пробелов между словами, в переводе с греческого буквально означает «другая запись».
Стихнет орда, // стих—нет, ор— да! Словно ров // слов норов.
Музыка — приз, // музы каприз. Небеса ликуют — // не беса ли куют?
В огне веры цари, // во гневе рыцари...
Приведу виртуозные строки признанного мастера гетерограммы Дмитрия Авалиани:
По этапу тьмой // Поэта путь мой...
Не бомжи, вы // небом живы.
В небе тона, и в небе резон, // вне бетона и вне берез он.
Адрес публики — // ад республики.
Истиной мыслились // и с тиной мы слились.
Все — поза, быть может? // Все позабыть, может?
Или меч, ты, гул ли, вера, // или мечты Гулливера?
Ножа жду, участи я, // но жажду участия!
Любопытно, что буквенной основой удачной гетерограммы может стать даже одно слово. Посмотрите, сколько скрытого драматизма заключено в нейтральном слове «международная», рассеченном на осмысленные части:
Между нар одна я... (Ел. Орлова).
Еще примеры (второе прочтение иногда не записывается, а лишь подразумевается): О, бор! О, тень!.. — Оборотень!
Ослабел — осла б ел!
Ох, раны охраны! Гали мать я!
А вот как многозначительно поэт и критик Т. Михайловская разложила слово «дамы», всего лишь расставляя пробелы:
Да, мы — дамы. Да? Мы?
Из таких двузначных слов-гетерограмм можно составлять небольшие стихотворные этюды.
Убогая, у бога я, Азам учили
Товарищу товар ищу, а замучили
Несу разное, несуразное! Пока лечили – покалечили.
Можно записывать буквы сплошным текстом:
УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ (О. Федина).
ТЫВЕДЬМАДОННАРОЗА! СТАЛИНИЗМУЧИЛРОССИЮ (С.Ф.)
Такие двусмысленные фразы можно предлагать в качестве полушутливых тестов: то прочтение, которое первым увидит читатель, будет подсознательно ближе ему.
Омофо́ны — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение (двусмысленное).
Примеры : порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать —имитировать.
Омофоны бывают однозначные и многозначные. Например, у каждого из омофонов изморозь – изморось можно выделить одно значение.
Омофоны кампания и компания многозначны.
Некоторые омофоны обладают широкими словообразовательными возможностями, например, предать – придать, преступить – приступить:
предать, предатель, предательство, предательский;
придать, приданое, приданный, придача (в придачу) и др.
Или: преступить, преступник, преступница, преступление, преступность; приступить, приступ, приступиться.
Некоторые омофоны входят в состав фразеологических оборотов, которые часто употребляются как в разговорной, так и в книжной речи. Например: предать земле, предать огню и мечу, теплая компания, водить компанию с кем-л., пребывать в неведении и т.д.
Занимательные омофоны
*** ***
Я совсем не понимаю, Я служу сейчас при Мите.
Как катает пони Маю. От него презент примите.
*** ***
У большого магазина Мы весь вечер танцевали.
Повстречала мага Зина. Сколько страсти в танце Вали!
*** ***
Мы сорвали с веточки У моей Наталии
Вишенку для Светочки. Поясок на талии.
***
На концерте вокалистов
Выступала соло Нина.
Критик был немногословен:
-Это просто солонина.
*** ***
Правду мне скажи, Илья: Приглашает Костя Нику:
Ира нравится иль я? -В лес пойдём по костянику?
*** ***
Попросили мы коллегу: Мы ушли в конце июля.
-Ты сходи сейчас к Олегу. Среди нас была и Юля.
Квазислова – это ненастоящие, придуманные слова, которых нет.
КВАЗИ... — (от латинского quasi - якобы, как будто), часть сложных слов, соответствующая по значению словам "мнимый", "ненастоящий"
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли,
Но решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну и съели их просто сырыми!
Успешное обучение навыкам связной речи, совершенствование лексико-грамматического строя речи при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому логопеду важно обеспечить личностную заинтересованность ребенка в работе над словом. И здесь на помощь приходят игры со словами, которые педагог использует в индивидуальной и фронтальной работе с детьми. Благодаря этим играм и заданиям дети, имеющие нарушения в речевом развитии, становятся более внимательны к слову, а значит, и к своей речи; они начинают видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму, они учатся видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигают образность языка, его богатство.