Понедельник, 06.05.2024, 17:54
Приветствую Вас, Гость

Первая младшая группа.

Развивающая речевая среда

Предусмотреть ежедневные «подарки» воспитателями детям. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрёшка из трёх-пяти вкладышей, заводная игрушка, большая кедровая шишка и т.п.) в хорошем исполнении.

  Понятно для детей, эмоционально рассказывать о «подарках», об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). Приучать слушать и слышать произвольный рассказ воспитателя.

  Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им с хорошо знакомыми взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»; «Узнай у тети Оли…»; «Предупреди Митю…» и т.п.).

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание ими речи и активизировать их словарь.

  Учить на основе словесного указания педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»; «Возьми красный карандаш»; «Спой песенку маленькому медвежонку»); различать их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко»; «Поставь рядом»); имитировать действие людей и движение животных («Покажи, как поливают из леечки»; «Походи, как медвежонок»).

  Обогащать словарь детей

- существительными, названиями игрушек, часто встречающихся предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

- глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, взять-положить), действия, характеризующие взаимоотношения (помочь, пожалеть, подарить, обнять), состояние людей (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус предметов (красный, синий, маленький, сладкий, кислый), температура (холодный, горячий);

- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, Темно, тихо, холодно, жарко, сколько).

  Способность употреблению усвоенных слов в самостоятельной инициативной речи детей.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, различных частей речи и несложных враз.

  Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!»; «Кто пришел? Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять по лицам, использовать в речи предлоги( в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь

Учить детей понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы («Что? Кто? Что делает?») и долее сложные («Во что одет? Что везет? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?»). поощрять попытки детей старше 2 лет 6месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о нарисованном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событие из личного опыта

  Способствовать освоению диалогической формы речи.  Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них; в играх-инсценировках по просьбе воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

 

Вторая младшая группа

Развивающая речевая среда

Давать детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда, и т.п.), наборы предметов(камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о ближайшем окружении.

  Продолжать приучать детей слушать произвольные рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, характерных для младших дошкольников (о рассердившейся тарелке, обидевшейся туфельке, печальных мокрых рукавах рубашки, испуганной обезьянке); о проказах животных (кошка, собака, ворона), об интересной прогулке.

  Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми посредством поручений («Спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари» и т.п.).

  Подсказывать детям образцы обращения к взрослым – гостям группы («Скажите нашим гостям: *Проходите, пожалуйста*»; «Предложите посмотреть…»; «Спросите, понравилась им наша группа» и т.п.

  В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуйте Мите перевозить кубики на большой машине»; «Предложи Саше сделать ворота пошире»; «Скажи: *Стыдно драться! Ты уже большой*»).

 

Формирование словаря

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, средств передвижения. Учить различать и называть существенные детали и части предметов ( у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства ( бумага легко рвется и размокает; стеклянные предметы бьются; резиновые игрушки можно сжать – они восстанавливают первоначальную форму), местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет-скамейка, шуба-пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, и т.п. учить различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные (а ,у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц).

  Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятия, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

   Грамматический строй речи

Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на ,под, за, около ). Учить употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

  Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только подлежащего и сказуемого) переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру, тигра и обезьян»).

 Связная речь

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, строительством, после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и понимать заданный вопрос, понятно на него отвечать, говорить в нормальном темпе.

  Формировать потребность делится своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел, что за аппликация на костюме, кто купил книжку, обновку).

  Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, в группах), упражнять их в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

  Помогать доброжелательно обращаться друг с другом.

  Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.