Развитие фонематического слуха
|
Но не все дети достаточно четко различают на слух
определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном
к определенным звукам, например не дифференцируют на слух
звуки с и ц, с и ш, ш и ж и
другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и
упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз,
небольших стихотворений.
1. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой,
ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с
заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из
которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
-
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
-
Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний -А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: Что заканчивается
на "А"; что начитается на "С", в середине слова
звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно
использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя
буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с
узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком
зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек
радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет
по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив
из рук,
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и
определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или
карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их
назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3
- синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга
на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков,
синие - для твердых звуков). На коробках наклеены
буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" -конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек).
Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название
своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит
звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем
определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в
соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять
их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами,
в названии которых слышится один из звуков (например, "м" -
и тогда в коробке лежатзамок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на
три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец).
По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет,
где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова.
Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок
может и не знать букв, символизирующих звуки.