Подготовка будущих первоклассников к овладению
письменной речью
Всему своё время.
(народная мудрость)
Если
в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает
много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы
подготовить сына или дочь к школе.
Многие
связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но
это большое заблуждение!
Чтение
и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти
процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что
ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь
(сначала чтение, а потом письмо).
Показателем
готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи
поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
1.
Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если
нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно
отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а
стакан…
2.
У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый
и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3.
Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не
яблоковый сок, а яблочный…
4.
Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению,
может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5.
Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать
игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6.
Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к
овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с
пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков…
И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное,
чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так
и письма).
И
не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте,
посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление,
вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному
обучению и освоению письменной речи.
Важно,
чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка –
будущего ученика!!!