Вторник, 07.05.2024, 00:35
Приветствую Вас, Гость

Старшая группа

Развивающая речевая среда

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания предметы народных промыслов, иллюстрированные книги, фотографии родного края, кары, глобус.

Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказать о представленном для обозрения предмете, проявляя свою осведомленность. Способствовать превращению высказывания ребенка  в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.

Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях, поощрять их попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными сведениями, уточнять у них источник полученной информации.

Продолжать развивать речь как средство общения. В житейских ситуациях, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости. Учить детей с помощью речи  решать спорные вопросы и улаживать конфликты: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания об окружающем.Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательных, характеризующими свойства и качества предметов, эмоций, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей и их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному( Белый – снег, сахар, мел)., слов со сходным значением( шалун – озорник- проказник), с противоположным значением( сильный – слабый).

Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

  Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные и числительные ( пять груш, торе ребят) и прилагательными ( Лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную  постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных ( длинноушный), предоставлять им возможность самостоятельно ее исправить.

  Знакомить с разными способами образования слов( сахарница, хлебница, масленка, солонка, воспитатель, учитель, строитель).

 Упражнять в образовании однокоренных слов ( медведь – медведица – медвежонок), в том числе глаголов с приставками ( забежал – выбежал – перебежал).

Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умения пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Продолжать совершенство диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану). Придумывать концовки к незнакомым сказками. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 

 

Подготовительная группа

Развивающая речевая среда

Приучать детей- будущих школьников- проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научить играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п. опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчик, маленькие вазочки для цветов разной формы и из разного материала, авторучки разной модификации); буклеты (например, «золотая хохлома», «напольные и каминные часы»); настенные календари разной тематики («птицы нашего леса», «Музеи  России»). Уточнять высказывание детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, понятно для окружающих излагать свои мысли.

Продолжать содержательно, эмоционально, «со вкусом» рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о неприятных случаях, произошедших в детстве(« как дед меня ябедничать отучил»; « как я «порадовала» домашних вульгарной лексикой»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение- помочь конкретному ребенку (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет:

Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать стандартизированные формулы словесной вежливости, характерные для ситуаций общение (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т.п.).

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Продолжать вводить выразительные в речь детей эмоционально- оценочную лексику.

Помогать усваивать выразительные средства языка. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным в предложении, определять место звука в слове.

Грамматический строй речи

Вырабатывать у детей навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенство умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать у детей элементарное представление о предложениях, разной их структуре. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средство для соединения структурных частей предложения(чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда, например).

Связная речь

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми; между детьми, учить их быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Продолжать учить содержательному выразительному пересказу литературных  текстов, их драматизациям.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказ и руководствоваться им.

Продолжать работу по составлению рассказов из личного опыта.

Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку(взрослому, ребенку), придумывать для игр броский краткий текст рекламы.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, по личной инициативе ребенка; пробовать составлять простые небылички и загадки.

Подготовка к обучению грамоте

Дать детям представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений(без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Составлять слова из слогов (устно).