Понедельник, 06.05.2024, 15:56
Приветствую Вас, Гость

Средняя  группа

Развивающая речевая среда

Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ребенку мира ближайшего окружения.

   В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток ( животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, достопримечательности родных мест), иллюстрированные книги, предметы , позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект( увеличительное стекло), узнать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т.п.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказать суждение.

   Рассказать детям об интересных фактах и событиях; радовать их рассказами о том, какими смешными и беспомощными  они пришли в детский сад и какими знающими, умеющими стали.

  Помогать детям содержательно и доброжелательно общаться со своими сверстниками.

Учить понятно для окружающих объяснять свой замысел; подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступков, извиниться, например, за свою агрессивность и т.п.

Формирование словаря

  На основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения, пополнять и активизировать словарь детей.

  Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов ( мнется, бьется, ломается, крошится).

 Употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, однотипные действия( бежит, мчится).

Продолжать учить детей определять и называть местоположение  предмета ( слева, свпава, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия) там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова – антонимы( чистый – грязный).

 Учить употреблять существительные с обобщающими значениями: мебель, овощи, ягоды, животные.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л)звуков. Продолжать  развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество ( Спун, не рассмешливай меня),Тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительн. И винительн. Падежах( лисята – лисят), правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа ( яблок, вилок). Употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов( лежать, ехать, бежать, хотеть).

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные( пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

  Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выявить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.

Упражнять детей ( с опорой на наглядность) в творческом выполнении предложенного задания.

Помогать детям повторять образец описания картины; предмета, отличающегося особыми приметами: воспитатель подсказывает ребенку начальную фразу плана описания, а ребенок конкретизирует ее( Наша матрешка очень красивая, она нарядная  Матрешка – веселая игрушка).

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.