Средняя группа
Развивающая речевая среда
Удовлетворять
потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях,
событиях, выходящих за пределы привычного ребенку мира ближайшего окружения.
В уголок «интересных вещей» вносить наборы
картинок, фотографий, открыток ( животные разных стран и их детеныши,
транспортные средства, спорт, растения сада и луга, достопримечательности
родных мест), иллюстрированные книги, предметы , позволяющие детальнее
рассмотреть знакомый объект( увеличительное стекло), узнать о некоторых
свойствах предметов (магнит) и т.п.
Выслушивать
детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие
особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно
высказать суждение.
Рассказать детям об интересных фактах и
событиях; радовать их рассказами о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими,
умеющими стали.
Помогать детям содержательно и доброжелательно
общаться со своими сверстниками.
Учить
понятно для окружающих объяснять свой замысел; подсказывать, как порадовать
приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его
поступков, извиниться, например, за свою агрессивность и т.п.
Формирование словаря
На основе углубления знаний о ближайшем
окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих
за пределы привычного окружения, пополнять и активизировать словарь детей.
Активизировать употребление в речи названий
предметов, их частей и деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых
и некоторых скрытых свойств материалов ( мнется, бьется, ломается, крошится).
Употреблять наиболее часто встречающиеся в
речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в
словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие
трудовые действия, однотипные действия( бежит, мчится).
Продолжать
учить детей определять и называть местоположение предмета ( слева, свпава, рядом, около,
между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать
заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия) там,
туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова –
антонимы( чистый – грязный).
Учить употреблять существительные с
обобщающими значениями: мебель, овощи, ягоды, животные.
Звуковая культура речи
Закреплять
правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение
свистящих, шипящих и сонорных (р,л)звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать
работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и
словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить
различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать
интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Предоставлять
детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять
характерное для пятого года жизни словотворчество ( Спун, не рассмешливай
меня),Тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Продолжать
помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение
правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа
существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти
существительные в именительн. И винительн. Падежах( лисята – лисят), правильно
употреблять форму множественного числа родительного падежа ( яблок, вилок).
Употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов( лежать, ехать,
бежать, хотеть).
Правильно
употреблять в речи несклоняемые существительные( пальто, пианино, кофе, какао).
Побуждать
детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Связная речь
Продолжать совершенствовать диалогическую
речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на
вопросы и задавать их.
Воспитывать
желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выявить, правильно ли они
ответили на заданный вопрос.
Упражнять
детей ( с опорой на наглядность) в творческом выполнении предложенного задания.
Помогать
детям повторять образец описания картины; предмета, отличающегося особыми
приметами: воспитатель подсказывает ребенку начальную фразу плана описания, а
ребенок конкретизирует ее( Наша матрешка очень красивая, она нарядная Матрешка – веселая игрушка).
Упражнять
детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и
динамичные отрывки из сказок.