Факторы риска развития речевых нарушений.
С рождением ребенка особая
ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает
особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.
Формирование характера и личностных
особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период
постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов
формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции
организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной
нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно
следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые
профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
В 60-е годы в научной литературе
возникает понятие «фактор риска», под
которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и
социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей
степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное
взаимодействие.
Биологические факторы риска
развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие
на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые
инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми
нарушениями.
В качестве первичного дефекта у
новорожденных могут выступать нарушения
слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в
различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.
К биологическим факторам риска
речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение
формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного
правшества).
В некоторых случаях можно предупредить
развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы
только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой
руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно
правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.
К биологическим факторам риска речевых
нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Известно,
что наследственная предрасположенность к возникновению того или иного
патологического состояния не является фатальной. Как правило речевые нарушения
не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с
наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей
диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим
специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные
психофизического и речевого развития ребенка. При появлении признаков
каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние
стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более
ранняя логопедическая помощь. Р
Родители должны консультироваться у
логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей
становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев
следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой
патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из
семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия
в младшем дошкольном возрасте.
Социально-психологические факторы
риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в
особенности вопросы психической депривации детей. Депривация —
недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной).
Выделяют познавательную и социальную депривации
(И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации
существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Отделение от матери в раннем возрасте,
характерологические особенности матери (тревожность, мнительность,
инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность); неприятие со
стороны матери (отца); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье,
изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность
в воспитательных позициях родителей). После 2,5 лет и старше приобретают
значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском
учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с
малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
По мере роста и развития ребенка круг
психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего
значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со
сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание
ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр
«страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии
готовности занять позицию старшего и пр.
Учет закономерностей действия факторов
риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую
коррекционно-педагогическую работу.
Для организации рациональных методов профилактического педагогического
воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой
функции и психики в целом.
Для своевременного развития речи мать и
другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь
вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального
развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут
«диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих
движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).
Стимуляция
формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка.
Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком
двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.),
и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо
создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций,
способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции
тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной
деятельностью рук.
У детей первых лет жизни особое значение
имеет развитие понимания речи, что в
значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.
Понимание речи происходит у ребенка
путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами,
окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают
неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания
ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и
произнесении звуков и слов.
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни
совершаться на родном языке (К. Д. Ушинский, 1948—1952; Е. И. Тихеева, 1981 и
др.). Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для
ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой
язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются
многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В
этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход,
которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более
языковыми системами.
В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи
ребенка. Эти требования
не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно
соответственно возрастной норме.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением
трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не
соответствующих возрасту.
В тех случаях, когда окружающие
взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь
ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением
затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем
такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
Окружающие ребенка люди своей плавной,
четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому
подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка
быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития
накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой
режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом
речевой нагрузки.
Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных
ситуациях, от участие в эмоционально значимых для него мероприятиях.
Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в
целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной
речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и
декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например,
при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью.
Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая
окончания.
Большое значение для развития речи
имеет сенсорное воспитание и развитие игровой
деятельности.
Формирование речевой функции
должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное
восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит
благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
Важнейшим средством психического
развития является детская игра. Свободная от движения утилитарных, а до
определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает той
самоцелью и самоценностью, которые направляют ее на решение творческих задач.
Детская игра мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения
знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
В самостоятельном пользовании детей
должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики
рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способствует сенсорному
развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться,
совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.
Профилактика нарушений голоса и речи у детей.
Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голосо и речеобразования. Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов, при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.
Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления.
Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий.
Как уже было сказано, при носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи, пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.
Для устранения дефектов голоса и речи, вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуются обычно медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей (оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная логопедическая работа.
Однако такие органические дефекты речевого аппарата встречаются довольно редко. Кроме того, далеко не всякое нарушение строения речевых органов обязательно ведет к нарушению произношения. Если анатомический дефект выражен не очень резко, то речь может оказаться нормальной.
Значительно чаще у детей встречаются функциональные нарушения речи, возникающие при отсутствии каких-либо заметных анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться. Очень важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь («сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.
Большое значение с точки зрения предупреждения и устранения нарушений развития речи у детей имеет раннее выявление недостатков слуха.
Наряду с правильным и своевременным лечением органов слуха (в тех случаях, когда это возможно) таким детям необходима и своевременная систематическая помощь в развитии у них речи. Эту помощь должны оказывать им все окружающие, и в первую очередь родители.