Понедельник, 06.05.2024, 16:40
Приветствую Вас, Гость

Представление опыта работы

 

  Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,

если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».

    На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную. Я выбрала свою профессию по велению сердца.

  Я всегда была убеждена в том, что педагог – это не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт.

  Свою работу с детьми, имеющими нарушения речи, начала в 1994 году.

  С большим удовольствием и желанием я работала  в интернате для глухих и слабослышащих детей. Но так сложилось, что всё-таки большую часть своего педагогического стажа я посвятила специальности – учитель-логопед.

  Опираясь на  свой немалый опыт в работе с детьми, могу с уверенностью сказать, что главное - никогда не надо жалеть ни сил,  ни  времени на то, чтобы малыш окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому я стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю все моменты творчества, чтобы всегда видеть  огонек  в детских глазах.

 

Как я иду к своей цели?

 

 Для осуществления коррекционно-образовательного процесса я  использую программы, методические пособия, технологии, согласующиеся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

 

  На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  Я решаю данную проблему  через разработку рабочей программы, целью которой является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основной базой моей рабочей программы являются: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От  рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

 

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи»  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.

Нищева, Гомзяк.

 

 

 Передо мной стоит сложная задача перехода к инновационным формам, основываясь федеральными государственными требованиями и предложенными примерными основными общеобразовательными программами.

 

  В настоящее время  много внимания  уделяю педагогическим технологиям, в которых принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я  в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.

 

 

  Я стараюсь строить свою работу с ребенком на равенстве в отношениях, на сотрудничестве и партнерстве; создавать игровые мотивации, которые побуждают, стимулируют детей к действиям; ситуации, при которых у детей возникают интерес и потребность в решении встретившейся проблемы.

Обеспечиваю индивидуальный дифференцированный подход к личности каждого ребенка, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствующие реализации имеющихся природных потенциалов личности.

  Работая группами, сформированными по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, а иногда по полу, по области интересов, я даю возможность ребятам проявлять свою инициативу, свою индивидуальность.

    Одной из современных и интересных форм образовательной деятельности считаю использование новых компьютерных технологий в детском саду.

  Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир технологий.  Однако, думаю, непосредственно на компьютере ребенок должен заниматься в очень малых дозах.

   Ориентируясь на «зону ближайшего развития», я пытаюсь раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ребенка, независимо от того, считается ли он в коллективе сверстников «сильным» или «слабым».

  Следуя принципу «опережающего обучения» и учитывая потенциал к обучению, я организую деятельность таким образом, чтобы сформировать у детей способность самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с педагогом, то есть саморазвиваться, иметь потребность в самоизменении, хотеть, любить и уметь учиться.

  Используя технологии творчества, я стараюсь приучить детей не следовать готовым штампам, образцам, а учить их искать как можно больше собственных решений. Не приучать их с детских лет получать знания пассивно, а стремиться развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы, дать им возможность раскрепоститься  в своих рассуждениях, проявить смекалку, активизировать мыслительную деятельность путем выполнения творческих нестандартных  заданий.

 

   Применение методов ТРИЗ в работе с детьми - логопатами не только возможно, но и помогает в решении речевых задач, способствует более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний.

  Не забывая о непрерывности здоровьесберегающего процесса, я стараюсь сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Этому способствуют учет уровня работоспособности каждого ребенка, чередование нагрузок и отдыха, использование профилактических методик.

  Как для здоровья необходимы три составляющие  - солнце, воздух и вода, так и в образовательном процессе формула получения желаемого результата включает три составляющие, которые определяют триединую цель коррекционно-развивающей работы.

 Триединая цель - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут в результате работы, это стремление  сформировать инициативного, активного и самостоятельного ребенка.  Это основа целесообразной деятельности педагога, родителей и ребенка, которая приводит к эффективному результату.

 Это – школа сотрудничества.

 

Логопедическую работу с детьми я начинаю с изучения речевых и психических особенностей их развития, выделения фактора риска. На основании полученных результатов я строю план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, их интеграцию в детском саду и освоение ими  образовательной программы.

  Динамику развития ребенка в процессе логопедической работы отслеживаю через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «Звуковом профиле»,  где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, что способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные  пути  коррекции речевой патологии.

А также в  «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей.

                 

Анализ результатов работы  показывает наличие положительной динамики развития коммуникативных умений и навыков.

 

  Я стараюсь создать единое пространство речевого развития путем совместного усилия с моей стороны, со стороны родителей и самого ребенка.

Мой практический опыт работы  позволяет  сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса,

они участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка.

 

  Я ищу новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Чтобы повысить их педагогическую культуру, я вовлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс путем знакомства их с результатами логопедического обследования;  с методами коррекционно-развивающего воздействия, привлекаю родителей к активному участию в работе по преодолению речевого дефекта у ребенка, обучая их приемам коррекционно-развивающей работы, формирую представления о готовности к обучению в школе.

 

Участие родителей в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность, постоянное сотрудничество с педагогом способны привести к желаемому результату.

 

 Эффективность моей коррекционной работы с детьми  определяется также четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью  моей деятельности с деятельностью других специалистов детского сада.

В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования в корне меняют взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание.

Все образовательные области связаны друг с другом. Безусловно, в новых условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.

  Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, я  координирую и объединяю свои действия с психологом, определяя психологическую нагрузку, корректируя  имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно развиваться и обучаться.

  Взаимосвязь в работе с воспитателями группы способствует закреплению сформированных мной первичных речевых навыков у детей.

  Совместно с музыкальным руководителем мы проводим  работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве,  что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

  С инструктором по физической культуре развиваем двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствуем моторные навыки, формируем игровые навыки.

  Заместитель заведующей по воспитательной работе оказывает мне помощь в организации взаимодействия, отслеживает результаты,  проводит анализ работы по взаимодействию.

 

Считаю, что одной из наиболее сложных проблем в коррекционно-образовательном процессе является взаимодействие логопедов с медицинским  блоком. Этому направлению  в своей работе уделяю особое внимание.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель - логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется  при направлении ребенка к неврологу.

 

Я ищу иные взаимоотношения медицинского  блока детского сада  и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие и доверительность. И целью моего поиска является - предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока  в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями, поиск стратегии в  достижении поставленной цели.

 

 Медицинские работники участвуют в коррекционном процессе. Когда проходит изучение  тем о профессиях,  я приглашаю медицинских работников на занятия, где они рассказывают о своей профессии, знакомят детей с  медицинскими инструментами. Провожу  для детей экскурсию в медицинский кабинет с целью ознакомления , обучения  и развития, воспитываю уважение к  медицинским профессиям. Налажен в группе выпуск газеты « Здоровей-ка» , в которой  в доступной форме для родителей приведена информация о взаимосвязи работы медицинского блока и учителя- логопеда.

Совместно со мной   медицинские работники в начале года проводят медицинское обследование детей, проводят работу по адаптации детей, определяют  нагрузку по каждому ребенку, назначают общеукрепляющий массаж, подготавливают документы  для консилиума.

  Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению  педиатров ,  логопедом детской поликлиники и учителем- логопедом МДОУ обследуются дети  с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию и дальнейшую коррекционную помощь. Учитель - логопед совместно с медиками  направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. В дальнейшем медицинский блок прослеживает сроки лечения и уже сам направлять для повторных курсов лечения ребенка,  если это необходимо, проконсультировавшись с учителем- логопедом данного ребенка.

 

 Для коррекционных групп введение федеральных государственных требования привносит только положительный результат.  Практически каждый день дети проводят со всеми педагогами, что позволяет не только разнообразить образовательную деятельность, а, главное,

 осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей.

 

Совместная работа специалистов обуславливает повышение уровня коррекционной работы. От тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

 

  Основу организации такого взаимодействия определяют принципы,на которые опирается программа  дошкольного образования в соответствии с ФГТ. Развивающий характер образования мы реализуем через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития, учитывая основные положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Предлагаемый  детям материал  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Мы стараемся создать ребенку условия с учетом индивидуальных особенностей его развития, в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Наша цель – обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы, позволит овладеть ребенку определенным объемом информации, знаний, стать любознательным, инициативным, самостоятельным.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива  и единства требований, предъявляемых к детям.

 

«Один ты можешь сделать так мало, а вместе мы можем сделать так много! «

( Хелен Келлер)

 

  Я не останавливаюсь на достигнутом,  постоянно нахожусь в творческом поиске, что-то придумываю, сочиняю.

В силу своей профессии, мне приходится быть и режиссером, и артистом, и музыкантом, и певцом, а ещё  художником, танцором и психологом.

  Моё призванье, как  учителя- логопеда  – донести свой голос до каждого «особенного» ребёнка, научить его слышать, говорить, общаться, играть, верить в сказку! Мы вместе с моими «подсолнушками» учимся, растем, общаемся. Думаю, мою любовь они ощущают и понимают. Подсолнух считается символом преданности и верности. А кто как ни наши дети, которых мы растим, любим, учим, ответят нам своей бескорыстной детской любовью, преданностью, верностью и старанием.

Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, тепло своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!»