Понедельник, 06.05.2024, 19:57
Приветствую Вас, Гость

  Особенности  развития речи детей всех возрастных групп.

Пути коррекции.

 

  Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

    В научной литературе возникает понятие « фактор риска», под которым подразумевается различные условия внешней сферы ( биологической и социальной) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующей развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами прослеживается тесное взаимодействие.

  Работу с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, строится исходя из сущности патологии центральной нервной  системы. Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации коррекции, включающая в себя: развитие  ориентировачно – познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляция двигательной активности, вызывание голосовых реакций. Особое внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющих риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

  К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, нарушения формирования психомоторного профиля ( леворукость и различные варианты неполного правшества).

  В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую, в игре использовать только правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой.

  К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Установлено, что все виды депривации ( недостаточное удовлетворение основных потребностей)  существенно влияют на речевое развитие ребенка. Нервно – психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

- поведенческие особенности родителей ( тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

- неполная семья;

- конфликтные взаимоотношения в семье;

- резкая смена типа воспитания;

- неадыкватный тип воспитания;

- несогласованность в воспитательных позициях родителей.

 Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не проявляется необходимости в голосовых реакциях и произносении звуков и слов.

  Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен не соответствующих возрасту.

    К 3годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000 – 1500слов. Малыш употребляет в речи почти все части речи, распространенные предложения, его общения со взрослыми  и детьми становится речевыми. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослыми (задает вопросы). Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3 годам речь становится самостоятельным видом деятельности.

  При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

 

Пути коррекции.

1.     Воспитание правильного произношения( знакомство с артикуляционным аппаратом  - цель: тренировка  движений , использование основного комплекса и  уточнение основных движений).

2.     Развитию правильной речи способствует  речевое дыхание и речевой слух.

3.     Тренировка памяти, внимания.

 


Первая младшая группа. Вторая младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа. Подготовительная группа