Особенности развития речи детей всех
возрастных групп.
Пути коррекции.
Предупреждение нарушений в речевом развитии
основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего
психологического предупреждения расстройств психических функций.
В научной литературе возникает понятие «
фактор риска», под которым подразумевается различные условия внешней сферы (
биологической и социальной) и индивидуальной реактивности организма, в большей
или меньшей степени способствующей развитию тех или иных патологических
состояний. Между биологическими и социальными факторами прослеживается тесное
взаимодействие.
Работу с детьми, имеющими фактор риска
речевых нарушений, строится исходя из сущности патологии центральной
нервной системы. Ранняя диагностика
нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в
организации коррекции, включающая в себя: развитие ориентировачно – познавательных реакций,
фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляция
двигательной активности, вызывание голосовых реакций. Особое внимание
обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового,
кинестического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста,
имеющих риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных
функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем
нормализации его речевого развития.
К биологическим факторам риска речевых
нарушений генетического характера относится, нарушения формирования
психомоторного профиля ( леворукость и различные варианты неполного
правшества).
В некоторых случаях можно предупредить
развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы
в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в
правую, в игре использовать только правую руку, давать ощупывать или угадывать
предмет именно правой рукой.
К биологическим факторам риска речевых
нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи.
Установлено, что все виды депривации ( недостаточное удовлетворение основных
потребностей) существенно влияют на
речевое развитие ребенка. Нервно – психическое здоровье, обеспечивающее
нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных
отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
-
поведенческие особенности родителей ( тревожность, мнительность,
инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
- неполная
семья;
-
конфликтные взаимоотношения в семье;
- резкая
смена типа воспитания;
-
неадыкватный тип воспитания;
-
несогласованность в воспитательных позициях родителей.
Понимание речи происходит у ребенка путем
установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами,
окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают
неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания
ребенка. При этом у него не проявляется необходимости в голосовых реакциях и
произносении звуков и слов.
Не следует в начальный период развития речи
перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов,
заучиванием стихов и песен не соответствующих возрасту.
К 3годам у нормально развивающегося ребенка
словарь включает 1000 – 1500слов. Малыш употребляет в речи почти все части
речи, распространенные предложения, его общения со взрослыми и детьми становится речевыми. В этот период
бурно развивается инициативное обращение со взрослыми (задает вопросы). Таким
образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания
окружающего мира. К 3 годам речь становится самостоятельным видом деятельности.
При общении с ребенком, который уже научился
говорить, следует задавать ему вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать
малыша и правильно ему ответить.
Пути коррекции.
1. Воспитание правильного произношения(
знакомство с артикуляционным аппаратом -
цель: тренировка движений ,
использование основного комплекса и
уточнение основных движений).
2. Развитию правильной речи
способствует
речевое дыхание и речевой слух.
3. Тренировка памяти, внимания.